Беларусы Швеции просят остановить депортацию беженцев из Беларуси
Несмотря на риск смертной казни, Шведская миграционная служба продолжает депортировать искателей убежища из Беларуси. Министр миграции Андерс Игеман должен действовать и остановить депортации. Беларусь – опасная для жизни страна для любого, кто хоть раз высказывал свободное мнение, пишут в шведском издании Global Bar Magazine Инга-Лина Линдквист и Дмитрий Вассерман из Народного Посольства Беларуси в Швеции, а также Виктория Валькович, председатель Ассоциации беларусов Швеции.
В пятистах километрах от Швеции находится Беларусь, в которой захватил власть один из самых репрессивных режимов в мире. Беларусь — единственная страна в Европе, где применяется смертная казнь. Сравнение Беларуси с Северной Кореей не будет преувеличением. Согласно Докладу о демократии Института V-Dem при Гетеборгском университете, Беларусь находится на пятом месте снизу, когда речь идет о демократии. Хуже только Йемен, Афганистан, Северная Корея и Эритрея.
Недавно принятая поправка к уголовному кодексу допускает смертную казнь за «покушение на терроризм». В Беларуси это может означать все, что угодно, например, что во время демонстрации вы случайно вышли на проезжую часть и таким образом «заблокировали» ее. Протесты против войны России в Украине и поддержка санкций ЕС также могут быть заклеймены как террористические преступления.
Несмотря на это, Шведское миграционное агентство считает Беларусь так называемой безопасной страной. По данным за 2021 год, 98% искателей убежища из Беларуси получают отказ. Шведская миграционная служба утверждает, что все дела рассматриваются в индивидуальном порядке. Белорусы, ищущие убежища, должны доказать, что их преследуют.
Шведскому миграционному агентству не хватает базового понимания того, как работает террористическая машина Лукашенко.
Все белорусы, которые когда-либо голосовали за кандидата в президенты от оппозиции, участвовали в мирных акциях протеста или писали в социальных сетях посты с критикой режима, вынуждены жить в постоянном страхе. Человек может жить нормальной жизнью без конкретных угроз – а потом вдруг его арестовывают, подвергают пыткам, принуждают записать унизительное «признательно-покаянное видео» и приговаривают к длительному сроку заключения. Медленная и методичная машина террора держит людей в постоянном страхе.
Наказание за участие в мирных демонстрациях в 2020 году может наступить в любой момент. Пока Лукашенко остается у власти, срока давности нет. 20 июля 2022 года была арестована 27-летняя Анжелика Ермак. В унизительном так называемом «покаянном видео» она была вынуждена просить прощения за то, что двумя годами ранее сделала селфи на фоне силовиков. Теперь ей грозит длительный тюремный срок.
Режим отслеживает действия граждан в социальных сетях, и обычный лайк может считаться преступлением: 37-летний спасатель Александр Курганский был арестован в декабре 2021 года. Он поставил лайк под публикацией в Facebook о громком задержании, когда КГБ открыла огонь в квартире диссидента и погибли два человека, диссидент, которого должны были арестовать, и один работников КГБ. Теперь Курганского обвиняют в «возбуждении социальной розни» и ему грозит до 12 лет лишения свободы. Более 200 белорусов находятся под стражей за то, что они комментировали этот инцидент, в том числе журналист, опубликовавший положительные отзывы знакомых об убитом диссиденте.
Наконец, ни один человек, депортированный или въезжающий в Беларусь, не может знать, находится ли он или она в секретном списке «террористов». В апреле 2022 года проживающая в Вильнюсе Алеся Буневич захотела посетить могилу матери в Беларуси. По прибытии она была арестована и сейчас находится под стражей по обвинению в причастности к «террористическому акту». Смертная казнь к женщинам не применяется, поэтому Алесе может грозить «всего лишь» от 8 до 20 лет лишения свободы.
Ни Анжелика, ни Александр, ни Алеся не могли предположить, и тем более доказать, что их преследуют. Никто из них не был видным активистом и не получал конкретных угроз. Но они могут рассчитывать на то, что следующее десятилетие они проведут в лукашенковских пыточных тюрьмах. Десятки тысяч других находятся в их положении. Депортация в Беларусь при таких обстоятельствах является нарушением международного права на предоставление убежища. Беларусь – опасная для жизни страна для любого, кто хоть раз высказывал свободное мнение.
Мы призываем министра миграции Андерса Игемана и Шведскую миграционную службу заняться своими делами. Вычеркните Беларусь из списка безопасных стран и предложить всем преследуемым белорусам убежище в Швеции!